original text by logicalincrements.com

Ботлнекинг” — это понятие, используемое для описания ситуации, в которой один из компонентов системы не дает другим компонентам раскрыть весь свой потенциал.

Разбирая различные проблемы с производительностью ПК, рано или поздно приходится иметь дело с ботлнекингом. Данная проблема особенно актуальна в сфере максимизации производительности ПК: когда либо CPU или GPU не дает всей системе выдавать максимально возможный FPS.

Так чем же на самом деле является ботлнекинг? Как определить, что один из компонентов замедляет всю систему в целом?

Начнем с того, что ни одина система в мире не будет идеально сбалансирована во всех играх без исключения, так как все игры нагружают одни и те же компоненты ПК по-разному. Одни игры абсолютно процессорозависимые, другие больше опираются на видеокарту.

Ботлнекинг от видеокарты

Например, у нас есть ПК с Intel Core i7-7700K — самым мощным процессором для игр на сегодняшний день. Теперь представим, что в паре с i7 у нас стоит бюджетная RX 560 или GT 1030. Даже если процессор у нас достаточно мощный для того, чтобы в играх выдавать больше 100 FPS, данные видеокарты просто не способны выдвать более-менее достойный фреймрейт. Вот мы и имеем честь наблюдать ботлнекинг со стороны видеокарты.

Давайте взяглянем на график ниже, на нем мы увидим явный пример ботлнекинга со стороны GPU:

Источник: HardwareUnboxed

На данном графике мы видим 4 разных процессоров, работающих в паре с тремя разными видеокартами. Заметьте, что двухъядерный G4560 идет бок о бок с четырехъядерным восьмипоточным i7-6700K, вне зависимости от используемой видеокарты. Если мы поставим видеокарту помощнее, например GTX 1080Ti, производительность i7 вырастет в разы. Таким образом, в данном случае мы имеем дело с ботлнекингом со стороны видеокарты.

Ботлнекинг от процессора

Представим, что мы поставили дешевый двухъядерный G3930 с GTX 1080 Ti. В данном случае мы получим ботлнекинг со стороны процессора. Хоть и GTX 1080 Ti может с легкостью выдавать 60+ FPS в 4K, Celeron просто не обладает соответствующей вычислительной мощностью.

Тем не менее, если мы увеличим разрешение, ботлнекинг со стороны процессора будет менее заметен. В разрешении 4K разница между Celeron и i7 будет всего в пару кадров. Все потому, что в высоких разрешениях нагрузка на видеокарту резко возрастает, она начинает брать на себя большинство вычислительных процессов, давая процессору время подумать. В данном случае это более-менее выравнивает разницу между данными компонентами. Все же если вы планируете играть в высоких разрешениях, это не значит, что следует ставить слабые процессоры в пару с хайэндовыми видеокартами.

Давайте взглянем на пример ботлнекинга со стороны процессора:

Источник: HardwareUnboxed

Civilization VI является отличным примером CPU-зависимой игры. С GTX 1050 Ti мы видим, что i7-6700K и i3-7350K идут плечом к плечу, сигнализируя от ботлнекинге со стороны GPU. Более того, если мы поменяем видеокарту на мощную GTX 1080, мы увидим, что i7-6700K позволяет ей работать в два раза быстрее, чем ей позволяет G4560. GTX 1080 и даже GTX 1060 в паре с G4560 будут подвержены ботлнекингу со стороны процессора в Civilization VI.

 

В данном примере мы видим, что при увеличении разрешения до 4K, в некоторых играх CPU ботлнекинг сменяется GPU ботлнекингом:

Источник: HardwareUnboxed

В Battlefield 1 в 4K, все CPU рабоатют на одном уровне в паре с NVIDIA Titan Xp. Дешевый G4560 выдает одинаковую производительность, как и мощный i7-7700K или Ryzen 7 1800X. Явный хрестоматийный случай GPU ботлнекинга. 

 

В данном случае, процессор все еще ответственен за расчет таких эффектов как тени, дальность видимости и т.д. Так как мощный Titan Xp работает в поте лица в 4K, беря на себя почти всю работу, давая время даже слабым и дешевым процессорам выполнить свою работу.

Как выявить ботлнекинг?

Самый простой способ выявить ботлнекинг — обратиться к логам использования процессора и видеокарты во время игры, которые выдает, например, MSI Afterburner. Если процессор работает на 100%, а нагрузка видеокарты находится в районе 90%, то у вас явный CPU ботлнекинг. С другой стороны, если ваш GPU постоянно загружен на 100%, а CPU меньше, чем на 90%, то у вас GPU ботлнекинг.

Прекрасный пример вы можете наблюдать на картинке выше:
CPU потеет на 100%, а GPU халявит на 60%.
Источник: AVADirect

В основном нагрузка на оба компонента должна быть в районе 90+%. GPU ботлнекинг все же лучше, чем CPU ботлнекинг, так как он уменьшает шансы появления микрофризов и статтеринга. Если вы столкнулись с CPU ботлнекингом, попробуйте увеличить разрешение экрана. Это нагрузит видеокарту, что впоследствии даст процессору время на обработку своих задач, и увеличит минимальный FPS.

GPU ботлнекинга также не стоит бояться. Сделать с ним толком ничего не получится, можно только уменьшить графические настройки или разрешение экрана.

Дабы избежать ботлнекинга, пользуйтесь на здоровье нашей сбалансированной таблицей сборок. В ней вы найдете оптимальные связки CPU и GPU.